Главная » Статьи » Петроглифы грота Куйлю: путь из прошлого в настоящее!

Петроглифы грота Куйлю: путь из прошлого в настоящее!

Удивительное сакральное место - грот Куйлю с наскальными изображениями, входит в программу большинства наших туров: пеших, конных, семейных, экскурсионных. 

Об организационной части этой экскурсионной программы Вы можете почитать в разделе "Летние экскурсии".

А в этой статье мы окунемся в Древнюю историю Алтая!

Грот в урочище Куйлю — это место, где прошлое соприкасается с  настоящим...

С 1939 и по 1989 год грот постоянно исследовался и изучался. Ученые выяснили, что грот не мог использоваться в качестве жилища, поскольку долина Кучерлы в этом районе, при незначительной ширине, отличается труднодоступностью, высокой влажностью и местами заболочена. 

Полувековые исследования показали что это не просто наскальная живопись. Форма свода грота говорит о том, что  древние алтайцы воспринимали его как "двери гор", выход из другого мира. По легендам, такие гроты являлись убежищем для зверя. В зиму они уходили, а весной вновь выходили из этого убежища.  Также подобные ниши воспринимались древними как символ женского начала горы. "Рисуя" зверя на скале, охотники призывали богиню Умай помощь им в промысле. А изображение шаманов и духов, на скалах еще раз указывает на сакральное значение этого места. 

Кроме того, предки алтайцев использовали грот как жертвенник. Археологи обнаружили множество артефактов в слоях: кости животных, осколки домашней утвари, орудий и даже украшений. Очаги из прокаленной почвы свидетельствует о применении огня в ритуалах.

Алтарем писаницы является вертикальный треугольный участок скалы в центре грота. В этой части больше всего изображений, причем накладывались одни на другие. Это указывает на то, что, либо повторное процарапывание "усиливало" эффект ритуала, либо имело значение само рисование, и дальнейшая судьба изображения значения не имела.

В верхнем секторе "алтаря" находится изображение двух маралух и антропоморфное существо около правой маралухи. Легенда о двух маралухах рассказывает о том, что рождение приплода у оленей происходит на небесах, там, где созвездия большой и малой медведицы (в представлении древних людей — созвездия оленей). Рядом с правой маралухой можно увидеть человекоподобное существо, сочетающее в себе женские, мужские и ещё звериные и птичьи черты. Это, по-видимому, древнейшее божество Азии, хозяин верхнего мира – громовник. В композиции, вероятно, древние люди соединили верхний мир с земным, по средствам маралух, образ которых присутствует в обоих мирах.

Петроглифы доскифского времени. В северной части грота находится большое изображение маралухи, под животом которой находятся козлик и птица. Маралуху перекрывают изображения более мелких животных, сделанные позже. Считается, что маралуха — одно из ранних изображений Великой Матери, матери-прародительницы. Над головой маралухи находится веточка, как продолжение рога. Это древнее изображение Мирового дерева. Мировое дерево по представлению шаманов соединяет подземный, земной и небесный миры. На скалах можно найти антропоморфные фигуры, которые изображали скорее всего духов покровителей или шаманов.

Петроглифов, относящихся к скифскому времени очень много. Изображения животных выбиты точечной техникой. На скале можно увидеть маралов, козлов, косуль. Некоторые из животных, поражены метательным оружием. 

Мы в соцсетях